ERA.COM.UA |
www.era.com.ua |
ПОИСКОВАЯ СИСТЕМА |
 |
|
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО)
ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ ПО ХИМИИ
БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ
Изучение химии в старшей школе на базовом уровне направлено на
достижение следующих целей:
- освоение системы знаний о химической составляющей естественно-научной картины
мира, а также о системе важнейших химических понятий, законов и теорий;
- овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических
явлений и свойств веществ; оценки роли химии в развитии современных технологий
и получении новых материалов;
- развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе
самостоятельного приобретения знаний и умений по химии с использованием
различных источников информации, в том числе компьютерных технологий;
- воспитание убежденности в познаваемости мира,
необходимости вести здоровый образ жизни, химически грамотного отношения к
среде обитания;
- применение полученных знаний и умений по химии в повседневной жизни, а также для решения
практических задач в сельском хозяйстве и промышленном производстве.
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ
МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ
ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
МЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ ХИМИИ
Научные методы познания окружающего мира и их использование.
Роль эксперимента и теории в познании химии. Моделирование химических
процессов.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ХИМИИ
Современные
представления о строении атома
Атом. Изотопы. Атомные орбитали. s-, p-, d-Химические элементы, их положение в периодической
системе. Особенности строения электронных
оболочек атомов переходных элементов. Развитие знаний о периодическом законе и
периодической системе химических элементов.
Химическая
связь
Ковалентная связь и ее разновидности, механизмы
образования. Геометрия молекул.
Электроотрицательность. Степени окисления и валентности атомов химических элементов
в соединениях. Ионная связь как предельный случай полярной ковалентной связи.
Катионы и анионы. Металлическая связь. Внутримолекулярные и межмолекулярные
водородные связи. Единая природа химических связей.
Вещество
Вещества молекулярного
и немолекулярного строения. Современные представления о строении твердых,
жидких и газообразных веществ.
Свойства веществ, образованных атомами элементов,
принадлежащих разным группам периодической системы Д.И. Менделеева. Свойства
классов органических веществ.
Причины многообразия веществ: качественный и количественный
состав, аллотропия, изомерия, гомология, изотопия.
Явления, происходящие при растворении веществ – разрушение кристаллической решетки, диффузия,
диссоциация, гидратация, гидролиз. Тепловые
явления при растворении.
Истинные растворы. Способы выражения концентрации растворов.
Электролитическая диссоциация. Растворы электролитов. Сильные и слабые
электролиты.
Реакции, протекающие в растворах: реакции ионного обмена,
кислотно-основное взаимодействие в растворах. Взаимодействие металлов с
растворами солей и кислот. Электролиз растворов и расплавов. Гидролиз
органических и неорганических соединений. Водородный
показатель (рН) среды.
Золи, гели,
понятие о коллоидах.
Химические
реакции
Классификация химических реакций в неорганической и
органической химии.
Окислительно-восстановительные реакции.
Тепловые эффекты реакций. Термохимические уравнения.
Скорость реакции, ее зависимость от природы, концентрации
реагирующих веществ, температуры, катализатора. Катализ: гомогенный, гетерогенный,
ферментативный.
Общие
представления о механизмах химических превращений. Энергия активации.
Обратимость реакций. Химическое равновесие и его динамический
характер. Смещение равновесия при изменении температуры, давления или концентрации.
НЕОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ
Классификация и номенклатура неорганических веществ.
Восстановительные свойства
металлов. Электрохимический ряд напряжений (стандартных
электродных потенциалов) металлов. Способы получения металлов. Сплавы (черные
и цветные) и их применение. Понятие о коррозии. Представители соединений некоторых
переходных металлов: перманганат калия и дихромат калия как окислители, нитрат
и оксид серебра, сульфат и гидроксид
меди.
Окислительно-восстановительные
свойства типичных неметаллов. Общая характеристика главных подгрупп неметаллов
на примере галогенов (от фтора до иода).
Благородные газы.
Круговороты
углерода, кислорода и азота в природе.
ОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ
Классификация и номенклатура органических соединений.
Структурная теория – основа органической химии. Углеродный
скелет. Радикалы. Функциональные группы. Гомологи и гомологический ряд.
Изомерия: структурная (углеродного скелета, положения кратной связи,
функциональной группы) и пространственная (цис-транс, оптическая). Типы связей в молекулах органических веществ (сигма- и
пи-связи) и способы их разрыва.
Характеристика органических соединений: классы органических
веществ, номенклатура, строение, способы получения, физические и химические свойства,
применение.
Углеводороды: алканы, алкены и диены, алкины, арены.
Природные источники углеводородов: нефть, природные и попутные газы.
Кислородосодержащие соединения: одно- и многоатомные
спирты, фенолы, карбонильные соединения (альдегиды и кетоны), карбоновые кислоты, сложные эфиры, жиры, углеводы.
Азотосодержащие соединения: амины, аминокислоты,
белки. Понятие об азотистых
гетероциклических основаниях и нуклеиновых кислотах.
Полимеры: пластмассы, каучуки, волокна, биополимеры.
Материальное
единство неорганических и органических веществ.
ХИМИЯ И ЖИЗНЬ
Химия и здоровье. Лекарства, ферменты, витамины, гормоны,
минеральные воды. Токсичные вещества.
Химия в повседневной жизни. Моющие и чистящие средства.
Соблюдение правил безопасной работы со средствами бытовой химии.
Промышленное получение веществ. Производство серной кислоты,
аммиака, метанола, этанола. Понятие о
металлургии (производство чугуна, стали, алюминия). Коррозия металлов и
способы защиты металлов от коррозии.
Химические основы получения высокомолекулярных веществ. Переработка нефти. Минеральные удобрения как источники
восполнения азота, фосфора, калия и микроэле-ментов в почве.
Химические вещества как строительные и поделочные материалы
(мел, мрамор, известняк, кремнезем ). Вещества, используемые в полиграфии,
живописи, графике, скульптуре, архитектуре.
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения химии на базовом уровне ученик
должен
знать:
- важнейшие химические понятия изотопы, атомные орбитали, аллотропия,
изомерия, гомология, электроотрицательность, валентность, степень окисления,
типы химических связей, ионы, вещества молекулярного и немолекулярного строения,
молярная концентрация раствора, сильные и слабые электролиты, гидролиз, тепловой
эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие;
- основные теории химии строения атома, химической связи, электролитической
диссоциации, структурного строения органических соединений;
- вещества и материалы, широко используемые на практике основные металлы и
сплавы, серная, соляная, азотная и уксусная кислоты, щелочи, аммиак, метан,
этилен, ацетилен, бензол, стекло, цемент, минеральные удобрения, бензин, жиры,
мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, искусственные волокна, каучуки,
пластмассы;
уметь:
|